Психология и бизнес. Статьи
ВНУТРИФИРМЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ - ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
    (А.ЯНОВСКИЙ)
Сделать так, чтобы конфликтов, конфликтных ситуаций стало меньше. Именно МЕНЬШЕ, потому что конфликты временами бывают весьма полезны.
Конфликты присущи любой сфере человеческой деятельности. Неизбежны они и в бизнесе. Слово "конфликт" глубоко вошло в нашу жизнь и сознание.
 Конфликт - категория психологическая, т.к. предполагает столкновение противоположных мнений, взглядов, интересов, позиций, целей двух и более людей (физических, юридических лиц, групп и т.д.). Для того чтобы конфликт возник "расцвел" во всей своей красе, нужен повод (инцидент), т.е. действия одной из сторон, в результате которых происходит ущемление интересов, прав или свобод другой стороны (сторон), даже если это делается не по злому умыслу.
 Конфликты, по сути (форме) различны, и их следует классифи-цировать по:
            
- Степени вовлечения сотрудников на:
 
  
 1.1. Горизонтальные - в них вовлечены сотрудники, не состоящие в подчинении друг другу;
 1.2. Смешанные - вовлечены сотрудники как находящиеся в подчинении друг у друга, так и в таких взаимоотношениях не состоящие;
 1.3. Вертикальные - в них вовлечены сотрудники, находящиеся в подчиненном положении.
  
- Результатам их последствий для предприятия на:
  		   
 2.1. Конструктивные (созидательные), возникшие из-за различных просчетов и ошибок в сфере управления, как то:		   
- отсутствие четкости в распределении функций;
 - несоответствие прав и обязанностей;
 - отсутствие необходимых ресурсов для выполнения поставленных задач;
 - низкий уровень исполнительской дисциплины;
 - низкая управленческая компетенция менеджеров и т.д.
 
 
	Такие конфликты можно условно назвать конфликтами структуры и системы управления.
  	  
	2.2. Деструктивные - для которых характерен сильно выраженный субъективный компонент, а именно:
	
	- заниженная критичность менеджера по отношению к своим действиям;
	
 - нежелание менеджера создавать условия для эффективной работы подчиненных;
    
 - нарушение служебной этики (грубость, высокомерие, игнорирование чужого мнения и т.п.);
    
 - нарушение трудового законодательства;
      
 - несовместимость сотрудников (идеологическая, психологическая, нравственная, физиологическая, религиозная).
   
 
 
К большим неприятностям чаще всего приводят нарушение трудового законодательства и психологическая несовместимость сотрудников.
  
Наиболее вероятными причинами тяжелых затяжных конфликтов, носящих деструктивный характер, являются:
	
	- Недостаточная профессиональная компетентность части персонала
	
 - Низкая управленческая компетентность руководства
	 
 - Плохая исполнительская дисциплина (персонал не знает, что можно, а чего нельзя)
	 
 - своего труда; характером отношений с коллегами и руководством и т.д.) Неоптимальный (некомфортный) морально-психологический климат (неудовлетворенность сотрудниками; результатами
	 
 - Наличие микрогрупп и неформальных лидеров с негативной направленностью.
	 
 
	   
   Самое серьезное влияние на формирование внутри фирмы "взрывоопасной" конфликтной ситуации в последнее время оказывают
    процедуры увольнения (сокращения) и перевода на неполную занятость сотрудников. Руководителей обычно мало волнуют чувства 
	и переживания персонала, который по тем или иным причинам не по своей воле попадает под сокращение штата 
	или в силу серьезных мотивов самостоятельно изъявляет желание покинуть фирму.
  
Причины, на которые ссылается сотрудник при увольнении по собственной инициативе, и подлинные мотивы, побудившие 
его к такому непопулярному в наше время шагу, могут существенно отличаться. Следует в каждом случае определить истинную причину
 увольнения сотрудника, правильно ее оценить и принять решение о целесообразности в данной ситуации попыток удержания данного лица
  в коллективе либо о реализации процедуры его бесконфликтного увольнения.
  
Каковы бы ни были причины увольнения сотрудника, он должен покидать фирму без чувства обиды, раздражения и мести. 
Только в этом случае можно надеяться на то, что уволенный сотрудник не предпримет целенаправленных действий, могущих спровоцировать конфликт.
  
При увольнении сотрудника по инициативе руководства необходимо побеседовать с ним, внимательно выслушать его контрдоводы,
 аргументы и замечания в отношении характера работы, стиля руководства, климата в коллективе. Увольняемый сотрудник обычно 
 весьма критично, остро и правдиво освещает ситуацию в фирме, указывает на чреватые конфликтами места, 
 организационные и технические просчеты, неурядицы, противоречия. Такие сведения ценны и важны, их следует объективно оценивать 
 и использовать для формирования нормального психологического климата и минимизации вероятности возникновения конфликтов.
  
Психологи, изучающие конфликтные ситуации, определяют пять основных линий (стратегий) поведения конфликтующих сторон.
  
 1.Приспособление - стремление сгладить противоречия, часто за счет изменения своей позиции. Это эффективно в случаях, если:
   
   - есть желание разрешить конфликт любой ценой;
  
 - конфликт и его результаты мало затрагивают личные интересы;
 - налицо готовность пойти на односторонние уступки;
 - отстаивание своей позиции может занять много времени и отнять много сил (когда "игра не стоит свеч").
 
  
2. Компромисс - решение конфликта путем взаимных уступок.
Дает эффект в случаях, когда:
   - аргументы конфликтующих сторон достаточно убедительны, объективны и правомерны;
 - необходимо разрешить конфликт путем принятия приемлемого для сторон решения в условиях недостатка времени;
 - стороны готовы разрешить конфликт на основе частичного решения проблемы;
 - путем небольших уступок можно сохранить важные деловые или личные контакты.
 
 
 
Компромисс не исключает возобновления конфликта, возможно в несколько иной форме.
  
3. Сотрудничество- попытка совместной выработки решения, учитывающего интересы всех сторон. Эффективно, когда:   
   
   - есть возможность (время, желание) глубоко разобраться в причинах, вынуждающих стороны придерживаться своих позиций;
 -  можно найти в разногласиях элементы, компенсирующие друг друга;
 - нужно разрабатывать различные варианты решения;
 - ранее удавалось конструктивно разрешать возникающие противоречия;
 - стороны готовы обсуждать варианты выхода из конфликтной ситуации.
 
   
 Сотрудничество не исключает того, что та или другая сторона будет недобросовестно выполнять взятые на себя обязательства
    
   4. Игнорирование- попытка выйти из конфликта, уклоняясь от него. Это опасная стратегия. Прибегать к ней можно только, если:
- источник конфликта настолько тривиален, а последствия столь ничтожны, что ими можно пренебречь;
 - конфликтующие стороны могут разобраться без вашего вмешательства;
 - есть уверенность в том, что время ослабит напряженность ситуации, и все разрешится само собой;
 - конфликт никак не влияет на производственные проблемы;
 - вовлеченность в конфликт не позволит решить более важные задачи. Игнорирование конфликта может привести к его неконтролируемому росту.
  
 
 
5. Соперничество, конкуренция- бескомпромиссная борьба за победу любыми средствами, упорное отстаивание своей позиции. 
Наиболее острая форма разрешения конфликтных ситуаций. Ее использование оправ дано, когда: 
- есть уверенность в правильности и правомерности своей позиции и есть средства ее защиты;
 - конфликт затрагивает область принципов и убеждений;
 - оппонентом является подчиненный, предпочитающий авторитарный стиль управления;
 - отказ от занятой позиции чреват невосполнимыми серьезными потерями (например, возможен крах предприятия);
 - в случае поражения произойдет потеря авторитета и компаньоновесть уверенность в правильности и правомерности своей позиции и есть средства ее защиты;
 - конфликт затрагивает область принципов и убеждений;
 - оппонентом является подчиненный, предпочитающий авторитарный стиль управления;
 - отказ от занятой позиции чреват невосполнимыми серьезными потерями (например, возможен крах предприятия);
 - в случае поражения произойдет потеря авторитета и компаньонов
 
     
  Эта стратегия требует подбора весомых аргументов для дискуссии и адекватной оценки поиций оппонентов,а также наличия ресурсов для отстаивания своей позиции<    
Менеджеры-психологи, отвечающие за психологическую безопасность фирмы, называют проверенные практикой пути к согласию в конфликтной ситуации и рекомендуют ими руководствоваться. Их советы логически вытекают из интегрированной линии поведения конфликтующих сторон.
 Во-первых, там, где это возможно, следует искать взаимные выгоды, а там, где интересы сторон вступают в противоречие, следует настаивать на решении, основанном на беспристрастных объективных критериях, не зависящих от воли сторон.
 Во-вторых, каждая из конфликтующих сторон должна искать в своей позиции возможность уступок и идти на них, чтобы достичь компромиссного решения и не осложнить взаимоотношения сторон. Когда стороны готовы понять друг друга и пойти навстречу, вероятность разрешения конфликта очень высока.
 В-третьих, следует отделить споры между конфликтующими сторонами от проблемы, которую нужно решить. Сконцентрироваться на выгодах, а не на позициях. Проанализировать ряд различных возможностей подхода к решению проблемы, оценить альтернативные варианты решения и выбрать лучший из них на данный момент, взаимо-приемлемый для сторон конфликта. Не смешивайте человеческие отношения и спорные вопросы, не прибегайте к личным выпадам. 
 В-четвертых, следует стремиться к созданию идеальных рабочих мест. Ведь там, где царит порядок и хорошее настроение, где кипит слаженная работа, мало места для конфликтов. Рабочее место должно излучать радость и покой для самого работника.
 Руководители фирмы должы стремиться создавать внутри фирмы такие условия, чтобы фирма стала вторым домом труженика
 И, наконец,в-пятых,- это системный комплексный подход к минимизации конфликтных ситуаций, а именно:
  
 - профилактика конфликтных ситуаций путем повышения надежности системы управления персоналом;
 - разработка алгоритмов разрешения конфликтов на научной основе и четкой схемы действий администрации в конкретных ситуациях (примирительные процедуры при конфликтных ситуациях);
 - создание адекватной системы психической саморегуляции и высокой эмоциональной устойчивости персонала; применение психотехнологий положительного воздействия на персонал.
 - бесконфликтные процедуры перемещения (перераспределения), неполной занятости и увольнения (сокращения) персонала.
 
 
   
  
Только комплексный подход к профилактике конфликтов позволяет добиться устойчивых хороших результатов.
 Ниже приведены в качестве примеров варианты алгоритма разрешения конфликтов (таблица) и модели психологической безопасности фирмы (рис. 1).
 Следует подчеркнуть, что безопасность деятельности любой фирмы во многом зависит от того, в какой степени квалификация ее сотрудников, их морально-нравственные качества соответствуют решаемым ими задачам. Данное обстоятельство заставляет наиболее дальновидных руководителей фирм использовать методы и процедуры научной психологии и кадрового менеджмента, с помощью которых можно достаточно быстро, на-дежно и всесторонне оценить возможность возникновения конфликта, составить его психоло-гический портрет и выбрать наи-более эффективную технологию управления конфликтом (извлекать пользу для бизнеса из конструктивных сознательных конфликтов и гасить в зародыше деструктивные конфликты).
 Любая команда (коллектив)-это живой организм, и, как живой организм, она в своем развитии претерпевает различные, в том числе и негативные изменения, ведущие к конфликтам. Для того, чтобы эти изменения не превратились в деструктивные конфликты, их необходимо постоянно контролировать с использованием различных методов, в том числе и психологических.
 Одним из таких методов является социометрия. С помощью социометрического обследования можно довольно быстро и точно оценить степень сплоченности той или иной социальной группы, социальный статус каждого ее члена, наличие в группе микрогрупп и неформальных лидеров. Появляется возможность оценить психологический климат группы и адекватность стиля руководителя, выбранного ее формальным лидером.
 Таблица
  
  
  
    | 
       Алгоритм разрешения конфликтов 
 |  
  
    | 
       Поведение конфликтующих сторон 
 | 
    
       Механизм достижения соглашения сторонами 
       |  
  
    | 
       1. Признавайте наличие конфликта 
       | 
    
       Не игнорируйте конфликт. Если чувствуете, что конфликт 
      назревает, прямо заявите об этом. 
       |  
  
    | 
       2. Очертите зону конфликта 
       | 
    
       Определите границы конфликта. Выявите вовлеченные в 
      конфликт стороны. Установите причины, приведшие к конфликту, его глубину и 
      позиции сторон. 
       |  
  
    | 
       3. Проявите свою заинтересованность в разрешении 
      конфликта 
       | 
    
       Создайте при проведении переговоров с конфликтующими 
      сторонами атмосферу сотрудничества, делового общения. Договоритесь о 
      сотрудничестве 
       |  
  
    | 
       4. Установите процедуру, регламент и правила 
      переговоров 
       | 
    
       Большинство конфликтов не удается разрешить сразу. 
      Поэтому необходимо выработать определенный план совместных действий и 
      процедуру контроля исполнения этого плана. 
       |   
   Модель психологической безопасности фирмы.
   Таблица 
   
   
   
   
  
   
	
		
 
Внимание!!!
 Подробно о проектах, программах и деятельности Научно-учебного
 центра психологии НГУ Вы можете узнать посетив 
сайт ЦП НГУ.
		 | 
	 
			
         
	 
   
   
   
   
  
            
              |